История гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за много столетий до нашей эры, когда человек впервые осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев, а позже первые прототипы лодок. С развитием человеческой цивилизации активно прогрессировали и средства передвижения по воде, уже до начала I века появились знаменитые индейские каноэ и эскимосские каяки. Причем каяки впервые появились на территории нашей страны: жители Крайнего Севера придумали и использовали эти небольшие лодки уже не одно тысячелетие. Описание каяка есть даже в Ипатьевской летописи, когда упомянутые в летописи племена Чудь и Весь, завоеванные Рюриком, использовали для передвижения по болотам небольшие лодки с двулопастным веслом. В России гребля на байдарках и каноэ как спорт появилась еще в XIX столетии. Первый гребной клуб был организован жителями прибрежной полосы Невы в Петербурге в 1858 году и назывался кружком любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 году этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических, народных судах и на байдарках. Специфика развития байдарочной гребли в России (а затем и в СССР) заключалась в параллельности развития народной гребли (на шлюпках и погуличках) и гребли на байдарках и каноэ. Речной яхт-клуб почти ежегодно проводил соревнования на Неве и в ее дельте на Средней Невке. В первых таких соревнованиях – 31 июля 1860 года – участвовали прототипы байдарок – «водные лыжи», на которых гребли, сидя на возвышении, длинным байдарочным веслом. Деревянные байдарки клинкерной постройки впервые участвовали в этих соревнованиях в 1871 году (среди мужчин). С 1885 года в заездах стали стартовать и женщины. Список победителей заездов на байдарках (18 июля 1871 на дистанции 400 саженей с двумя поворотами) открыл член яхт-клуба Марков –второй (7.59). Требования иметь свою лодку, обязательная рекомендация для вступления в клуб и отсутствие у простого люда времени для занятий резко сужали контингент гребцов и тормозили развитие спорта в целом. Соревнования между командами городов почти не проводились, но тем не менее гребля на байдарках и каноэ постоянно развивалась и в 1908 году по инициативе Петербургского и Московского клубов был организован Всероссийский союз гребных обществ, объединив большинство гребных клубов страны. В Советском Союзе популярность гребли на байдарках и каноэ неуклонно росла, привлекая в свои ряды все большее число спортсменов и любителей. Достаточно вспомнить кадры из фильма «Волга-Волга», где был показан «Водный стадион» усеянный байдарочниками и каноистами. Но мировые войны не могли не отразиться на состоянии гребли в СССР и только после окончания Великой Отечественной Войны наши гребцы смогли выйти на международную арену. Нынешняя Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ по праву может считаться приемником первого союза гребных обществ России и в олимпийский 2008 год отметит свое столетие.
|